Последнее обновление страницы: 07.08.2021 12:27:41
В 1990 году возобновил свою деятельность Соловецкий монастырь. Семьдесят лет тьмы, мрака безбожия, невыразимой жестокости, нечеловеческих страданий и просто запустения, как семьдесят лет вавилонского плена в древнем Израиле, легли неизгладимой печатью в историю Соловецких островов и всей нашей многострадальной Православной державы. Но Богу угодно было, чтобы после всего пережитого вернулась слава Его туда, где она почивала пять веков. «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» 1), – говорит псалмопевец Давид. А святыня – это Церковь и ее духовные сокровища. Не лагерю особого назначения – этому дьявольскому измышлению человеческого разума, ни совхозу, никакой другой светской организации, а Православной Церкви с ее вдохновенными богослужениями, песнопениями и молитвами, сокровенными в Боге подвигами подобает жить в стенах древней обители.
В конце 80-х годов стараниями и хлопотами некоторых жителей Соловков была образована Соловецкая православная община, учредителями которой явились 22 соловчанина. 14 апреля 1989 г. община была официально зарегистрирована Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Это был первый шаг к возрождению духовной жизни на Соловках. Следующим шагом было предоставление во временное пользование общине Филипповской часовни, расположенной недалеко от монастыря, на берегу моря, и заброшенного келейного корпуса Филипповой пýстыни, находящейся от монастыря в двух верстах. 2 июля 1989 г. часовня была освящена по благословению> епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона 2) . Освящение совершали командированные епископом игумен Герман (Чеботарь), настоятель храма прп. Сергия Радонежского в с. Ширша, и его родной брат диакон Иоанн, служивший в кафедральном Свято-Ильинском соборе Архангельска (впоследствии он был рукоположен во священника, а затем принял монашеский постриг с именем Зосима в честь прп. Зосимы Соловецкого).
30 августа 1989 г. Совет по делам религий постановил «передать религиозному обществу Русской Православной Церкви в пос. Соловецкий… здание бывшей Филипповской церкви для удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан». Храм этот сильно пострадал за годы безбожия и находился в аварийном состоянии. Примечательно то, что все три первых «объекта», переданных общине Соловецким музеем-заповедником, были связаны с именем святителя-мученика Филиппа, митрополита Московского, досточудного игумена Соловецкого. Для совершения богослужений и треб на Соловки правящим архиереем периодически направлялся игумен Герман. Службы совершались в Филипповской часовне, а требы (прежде всего таинство крещения) – и в жилых домах. Определением епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона от 18 мая 1990 г. игумен Герман был назначен с 19 мая 1990 г. служащим священником общины Православных христиан Соловецкого острова и одновременно председателем приходской общины для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
В октябре 1989 г. состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором было выработано Определение о намерении ходатайствовать перед Советским правительством о скорейшей передаче Соловецкого монастыря Церкви. И спустя год решением Архангельского облисполкома от 30.08.90 г. было определено с 1-го октября 1990 г. начать поэтапную передачу памятников и объектов Соловецкого архипелага истинному владельцу, прежде всего – 2-й и 3-й этажи трехэтажного корпуса в Северном дворике, что у Никольских ворот, которые передали 27 сентября 1990 г., в праздник Крестовоздвижения. К этому времени в документах значится уже не община, а Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь 3) . Определением правящего епископа от 5 октября 1990 г. в помощь о. Герману был направлен его родной брат иеромонах Зосима, ставший вторым священником возобновленной обители. В монастырском архиве хранится телеграмма Святейшего Патриарха Алексия II от 11 октября 1990 г.: «Божие благословение на труды первых насельников возрожденной Спасо-Преображенской Соловецкой обители. Радуюсь и благодарю Спасителя Бога за Его милость к нам, выразившуюся в возрождении этой древней и славной обители».
15 октября 1990 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон направил рапорт Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси, с просьбой о придании официального титула Соловецкому монастырю. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение открыть Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный мужской монастырь и назначил исполняющим обязанности наместника игумена Германа. Эта дата, 25 октября, и считается днем возобновления Соловецкого монастыря. Снова затеплилась лампада, полилась горячая молитва за обитель преподобных Зосимы, Савватия и Германа, за всю страну Российскую, за весь мир. Пробились к свету первые всходы новой духовной нивы. Ожесточенные сердца людей начали обращаться к Богу. Правда Божия вновь засветилась на благословенных островах, и к ее свету потянулись православные души – путники, жаждущие слова Жизни.
Но не все на острове доброжелательно отнеслись к возрождающейся обители, хотя большинство соловчан не были отрицательно настроены к возвращению Церкви на архипелаг. По данным опроса населения, проведенного в апреле 1990 г., из 640 опрошенных только 69 были принципиально против передачи островов Церкви. Главным лицом, противоборствующим монастырю, был Соловецкий музей-заповедник, который владел почти всеми монастырскими помещениями и в лице монастыря видел своего конкурента. Верующие же люди, христиане, с радостью помогали первым соловецким насельникам. То, что житейскому взору казалось нереальным и несбыточным, начало сбываться необъяснимым образом, настойчиво, неотступно, неотвратимо. Там, где бессилен человек, действует Всесильный Бог.
Многие испытания пришлось пережить первым соловецким монахам, и много трудов выпало на долю их. Но всё, чего касалась рука Церкви, чудесным образом преображалось; то, что раньше наводило уныние своей заброшенностью – вдохновенными трудами и молитвами приведенное в порядок, начинало источать мир. Были отремонтированы второй и третий этажи корпуса у Никольских ворот. Второй этаж приспособили под домóвую церковь, в которой с конца октября 1990 г. начались ежедневные Богослужения; Литургия совершалась в воскресные и праздничные дни. На третьем этаже корпуса расположилась гостиница для паломников. Первый же этаж по-прежнему занимал продовольственный магазин.
В Наместническом корпусе, разделяющем собой Северный и Центральный дворы монастыря, бóльшая часть первого этажа была передана монастырю (там находились братские кельи, братская трапезная, кухня, подсобные помещения, в подклете – овощехранилище); меньшая же часть этажа принадлежала музею (там был отдел научной пропаганды). На втором и третьем этажах располагалась поселковая гостиница. Восточную часть второго этажа занимал местный дом культуры, который каждый субботний вечер врывался в тихую монастырскую жизнь оглушительными дискотеками, сопровождавшимися и многими другими безобразиями, происходившими на глазах у братии. В заявлении на имя председателя районного совета пос. Соловецкий и генерального директора музея-заповедника братия подчеркивали: «Считаем оскорбительным плясание на месте духовных подвигов и месте мучений тысяч невинно репрессированных людей».
Наличие продовольственного магазина под домóвым храмом также мешало монастырской жизни: грохот грузовых машин, хождение людей, зачастую в нетрезвом состоянии, продажа, а нередко и распитие в магазине спиртных напитков. Кроме того, в центре Северного дворика, в Кожевенном корпусе монастыря, находился коммерческий винный магазин. Всё это и многие другие беспорядки вынуждало братию монастыря неоднократно обращаться к музейному и поселковому начальству, в Архангельскую епархию и даже в Московскою Патриархию с просьбой помочь устранить эти беззакония. «По вечерам воспитанные без страха Божия подростки в стенах монастыря устраивают гулянки, сквернословят, дерутся, бьют стекла и фонари, ломают замки, гоняют на мотоциклах… Греховная мирская жизнь, происходящая буквально у стен монастыря, создает искушения, которые, к несчастью, некоторые из послушников не смогли преодолеть и уехали с острова» – писал в рапорте Святейшему Патриарху в декабре 1991 г. игумен Герман.
В то время, как земля Соловецкая вновь освятилась монашеской молитвой, музейные и поселковые власти производили иногда противоречащие христианскому духу действия, порой даже кощунственные. Уже было принято решение о поэтапной передаче памятников архипелага во владение монастыря, когда начал осуществляться проект приспособления монастырских храмов и корпусов для мирских нужд, согласно которому в подклетах Троицкого собора, где покоятся останки многих Соловецких подвижников, намечалось устроить трансформаторную подстанцию; под алтарем Никольского храма – санузлы; в Александровской часовне, что у стен монастыря – разместить электрощитовую канализационной насосной станции. Но молитвами Соловецких святых, молениями и хлопотами современной братии монастыря, милостию Божией эти кощунственные проекты не осуществились. Напротив, светские организации, занимавшие монастырские помещения, постепенно уступали место законному владельцу: все магазины из Северного дворика переехали за пределы монастыря, и на первом этаже корпуса у Никольских, под домóвой церковью, теперь братская трапезная и кухня; в Кожевенном корпусе – трапезная и гостиница для паломников; весь Наместнический корпус принадлежит монастырю: в нем расположены братские кельи и некоторые монастырские службы.
Для паломников, приезжавших в монастырь еще в первые годы, за радостью неведомы были скорбные стороны жизни братии. Для многих гостей обители не существовало здесь ничего отрицательного. Богомольцы видели только чудо возрождения святой обители, и оно захватывало их целиком. На глазах оживало мертвое; скорбно молчавшее долгие годы начинало подавать голос, безвозвратно ушедшее в прошлое возвращаться. Всё в обители дышало любовью, и любое дело, творимое во благо ее, приносило великое утешение душе.
В первые годы многие местные жители и гости островов принимали святое Крещение. Как только монастырь возобновил деятельность, стали приезжать паломники из ближних и дальних мест. Немало людей обрело здесь духовное пристанище. У многих отсчет времени жизни начался с Соловков 90-х годов. На Соловках всегда было все удивительно, но с возрождением монастыря стало приобретать иной, одухотворенный смысл. Когда вновь от земли воссияла Истина, тогда и Правда Божия, и всепобеждающая милость Его приклонились с небес.
Многочисленной братия в обновленном монастыре никогда не была: от двух человек в начале – до тридцати к 1993 году. И это число тридцать сохранялось необъяснимым образом, видимо, по промыслу Божию, в течение ряда последующих лет, хотя кто-то из послушников уходил, а кто-то из мира приходил в обитель.
9 февраля 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен Иосиф (с 21 августа 1992 года – архимандрит). Поставление во игумена в домовом храме обители совершил преосвященный Евлогий, епископ Владимирский и Суздальский, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Русской Православной Церкви. В день поставления впервые в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы был совершен водосвятный молебен.
5 апреля того же года наместником монастыря игуменом Иосифом было совершено малое освящение надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот единственный сохранившийся во всех испытаниях соловецкий храм, находящийся над главными, Святыми вратами обители, с тех пор долгое время был единственным постоянно действующим монастырским храмом. За это время, с 1992 года, храм преобразился стараниями иконописцев, резчиков, художников: написаны и вставлены в иконостас недостающие иконы, вырезаны из дерева новые Царские врата, по подобию тех, которые были здесь в прежние монастырские времена; врата и весь иконостас заново позолочены.
7 апреля 1992 года, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была отслужена первая за много лет праздничная Литургия в обновленном храме; вечером того же дня состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена постригаемым давались по жребию: одному из них досталось имя Савватий, в честь прп. Савватия, первооснователя соловецкого, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Теперь все три первоначальника соловецких, преподобные Зосима, Савватий и Герман, стали иметь тезоименитых последователей из числа современной братии. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.
В апреле же монах Савватий был рукоположен в сан иеродиакона, и первой его службой в Соловецком монастыре была Пасхальная служба 26 апреля 1992 года. Радовались сердца прихожан и великому празднику Пасхи, и исполненному новоначальной благодати, излучающему радость первому соловецкому диакону. Теперь отец Савватий уже давно в сане игумена, но то, что было в начале, остается в памяти навсегда.
Много можно было бы рассказывать о первых днях Соловецкой обители, первых службах, первых событиях, первых помощниках… Эта неизгладимая благодарная память прорезывает годы, являясь основанием, на котором созидается все последующее, тем светом, который освещает все происходящее в дальнейшем.
Событие чрезвычайной важности в истории Соловецкого монастыря и всей Русской Православной Церкви произошло в августе 1992 года – второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Теперь не только молитвенный покров Соловецких первоначальников простирался над обителью, но и чудотворные их мощи – источник многих исцелений и благодатной помощи с верою притекающим к ним, вновь освятили собою благословенный остров. Может быть, ради таких событий Господь еще терпит беззакония человеческие и откладывает сроки неотвратимо надвигающегося Своего Второго Пришествия. В пророчествах святых отцов не раз 1992 год (7500 от сотворения мира) упоминается как год роковой для человечества, но именно этот год особенно насыщен важными, духовно значимыми событиями в одном из замечательнейших островков Православия – Соловецкой обители. 20 августа 1992 года нетленные останки преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно перенесены из Петербурга, где последние два года они почивали в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Соловецкий монастырь. Сразу по прибытии мощи были помещены в главном храме монастыря – Спасо-Преображенском соборе, где проходили праздничные богослужения, а затем – в Благовещенском храме, где находились долгое время.
Август 1992 года незабываем. Много гостей, духовенства и мирян прибыло тогда на священный остров. Монастырь как будто вернулся в те времена, когда ничто не нарушало течения его многотрудной, невидимой мирскому взору жизни. Праздничные патриаршие богослужения совершались в Преображенском соборе, ободранном, изъязвленном многими беззакониями страшных времен соловецкого лагеря, но невидимо духовно преобразившемуся в те дни, словно былое великолепие вернулось к нему: собор сиял огнями свечей, красотою священнических облачений, теплотою сердец человеческих, и ликовал многоголосным торжествующим пением.
Теперь день 21 августа стал днем празднования не только первого (1566), но и второго (1992) перенесения святых мощей соловецких первоначальников (благословение Святейшего Патриарха Алексия II от 3 апреля 1993 года), и теперь это стал праздник не только преподобных Зосимы и Савватия, но и преподобного Германа, в равном подвиге подвизавшегося с ними. Наконец произошло то, что давно назревало в духовных глубинах Русской Православной Церкви: соединилось воедино почитание всех трех основателей славной Соловецкой обители (до тех пор преподобному Герману уделялась меньшая честь по сравнению с его сподвижниками), и вместе, под одной сенью, упокоились их многоцелебные мощи.
Во время праздничной Литургии 21 августа Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита, совершил награждение за труды по восстановлению обители игуменов Германа и Мефодия, иеромонахов Зосимы и Елеазара. 22 августа Святейший Патриарх освятил архиерейским чином надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и совершил первую хиротонию в стенах возрожденной обители, рукоположив в сан иеродиакона инока Иринарха.
В этот же день вечером гости покидали Соловецкую обитель. Когда катера отчаливали от монастырской пристани, над монастырем распростерлась радуга, основанием своим цепляющаяся за вековые валуны неприступной соловецкой крепости. Это было свидетельство явного благоволения Божия к происходившему на Соловках в те достопамятные дни.
Осенью 1997 года для мощей преподобных была сделана новая кипарисовая сень с тремя отдельными гробницами для честных останков каждого соловецкого первоначальника. Гробницы имеют стеклянные покрытия, которые отодвигаются во время утреннего братского молебна, и монастырская братия и все находящиеся в храме прикладываются к цельбоносным мощам, прося благословения и помощи преподобных.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II (резолюция от 3 апреля 1993 года) было установлено на следующий день после празднования первого перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия (1566 год) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы Савватия и Германа (1992 год) совершать память Собора Соловецких святых. Впервые эта память праздновалась 22 августа 1993 года, в воскресенье. Домóвая церковь на втором этаже Северного корпуса, в которой когда-то начинались богослужения, теперь носит именуется в честь Собора Соловецких святых.
Кроме основной святыни – мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа – есть в монастыре еще два ковчега с частицами мощей Божиих угодников: Крестителя Господня Иоанна, святых апостолов Филиппа, Варнавы, Матфея, Марка, Луки; святителей Николая, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова; великомучеников целителя Пантелеимона и Победоносца Георгия; мучеников Прокопия, Киприана и Иустинии, Ирины, Марины, Христины, Анастасии, Феодосии… Всего 37 частиц. К святыням Соловецкой обители относятся каменный крест преподобного Савватия, найденный святителем Филиппом; иконы с частицами мощей патриарха-мученика – святителя Тихона, преподобного Амвросия Оптинского, благоверных князей Петра и Февронии, апостола Сибири – святителя Иннокентия, митрополита Московского (эта икона принесена в дар монастырю Святейшим Патриархом Алексием при его вторичном посещении Соловецкого монастыря в июне 1997 года).
В течение первых девяти лет братией монастыря было установлено четыре поклонных креста. Первый из них был поставлен под Секирной горой, у основания лестницы, с которой сбрасывали узников соловецкого штрафного изолятора, 21 августа 1992 года, и освящен Святейшим Патриархом Алексием. Второй поклонный крест установили 3 июля 1994 года недалеко от горы Голгофы на острове Анзер в память о пострадавших там во время соловецкой тюрьмы невинных узниках. Третий крест был воздвигнут 13 сентября 1998 года в Филипповой пýстыни, на месте бывшего храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Посреди храма находился и сам источник целебной воды, чудесным образом выбившийся из-под земли во времена молитвенных подвигов в этой пýстыни игумена Филиппа В жестокие годы разорения, когда уничтожены были в Филипповой пýстыни и храм, и часовня – иссох и чудотворный источник. Когда же вновь в 90-е годы стал действовать Соловецкий монастырь, тогда вскоре и филипповский колодец снова наполнился кристально чистой благодатной водой. Над колодцем монастырская братия поставила деревянный сруб. В июне 1999 г. был установлен четвертый поклонный крест над целебным источником прп. Зосимы, на месте его первого поселения, когда он с преподобным Германом в 1436 году прибыл на Соловецкий остров для молитвенных подвигов. На месте источника нынешняя братия устроила колодец. Недалеко от Зосимовского колодца находится и место первого обиталища прп. Германа.
Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, обители дано полное официальное наименование «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь». Первая Пасха в возобновленном монастыре в 1991 году была Кириопасхой – Господственной, совпадающей с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. И единственный уцелевший в годы лихолетья храм в монастыре – Благовещенский – долгое время был единственным постоянно действующим храмом возрожденной обители. В год образования Соловецкой православной общины (1989-й), так же, как и в 2000-й, год десятилетнего юбилея монастыря, великий праздник Светлого Христова Воскресения совпал с днем памяти преподобного Зосимы Соловецкого, одного из трех вдохновителей монашеского жития на Соловецких островах и основателей славной северной обители.
В 1994 году монастырь понес уже и свою первую утрату. В ночь с 6-го на 7-е сентября (н. ст.) вышеозначенного года почил о Господе иеродиакон Иринарх, который был рукоположен во иеродиакона Святейшим Патриархом 22 августа 1992 г. Незадолго до смерти иеродиакон Иринарх принял монашеский постриг. Мирское его имя было Сергий Михеев. Он в числе первых послушников 16 октября 1990 г. прибыл в Соловецкую обитель. Очень почитал он своего небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского, имел немало иконок с изображением преподобного, и скончался он в ночь с того дня, когда отмечается память явления Пресвятой Богородицы преподобным Сергию и Михею Радонежским. Это также сороковой день по дню памяти (17 (30) июля) преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, в честь которого Сергий Михеев был наречен в иночестве. Погребен иеродиакон Иринарх на монастырском кладбище вблизи стен монастыря у основания разрушенной церкви прп. Онуфрия Великого. Это монастырское кладбище сильно пострадало в советское время – не осталось ни одной надгробной плиты, ни креста – и могила иеродиакона Иринарха обновила и вновь освятила его.
Более двадцати лет милостью Божией существует и действует возобновленная Соловецкая обитель, совершая свои молитвенные и трудовые подвиги. Работы у братии много, у каждого свое послушание: в храме, на кухне, на скотном дворе, в мастерских… Чем могут, помогают паломники, которых особенно много летом. Кроме посещения монастырских богослужений, они также несут разные послушания: собирают грибы и ягоды для братии в соловецких лесах, принимают участие в сенокосе и огородных работах, помогают на кухне. Во многом трудами паломников приведены в достодолжный вид приобретенные монастырем в архангельском пароходстве два морских катера, которым дали названия «Святитель Николай» и «Святитель Филипп». В период навигации монастырские суда ходят от Соловков до пос. Рабочеостровск, что вблизи г. Кемь на Карельском берегу Белого моря; до острова Анзер и других островов Соловецкого архипелага, исполняя монастырские послушания.
На Секирной горе (в 12 верстах от монастыря), в Савватиевском скиту, в Филипповой пýстыни и на территории самого монастыря расположены небольшие огороды, на которых выращиваются овощи на потребу братии. Есть у монастыря и скотный двор, где живут коровы, снабжающие обитель молоком.
Трудовой день в монастыре начинается рано. В 6 часов утра вся братия собирается в храме, где читаются утренние молитвы, служится полунощница и братский молебен у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. После молебна бóльшая часть братии расходится на послушания, а клиросные остаются петь Литургию. В воскресные и праздничные дни вся братия присутствует на Божественной литургии. С праздника Рождества Христова 1995 года Литургия в Соловецком монастыре совершается каждый день (кроме тех дней, когда она не положена по церковному уставу). В 5 часов вечера служится вечерня и утреня, по окончании которой – лития по усопшим, за которой поминаются все почившие настоятели Соловецкой обители, от ее основания до последних дней; все известные иерархи Православной Церкви, принявшие мученическую кончину на Соловках в годы существования соловецкого лагеря. Каждую среду за вечерним богослужением всей монастырской братией и паломниками поется молебный канон с акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману.
Самый праздничный месяц на Соловках – август. 12 августа – память преподобного Германа Соловецкого. Праздник престольный: в монастыре есть церковь, освященная в честь этого первого соловецкого подвижника. Через неделю, 19 августа, – главный престольный праздник монастыря: Преображение Господне. Праздничная служба в этот день совершается в Преображенском соборе. После Божественной литургии – крестный ход вокруг монастыря с водосвятным молебном на Святом озере. Такие крестные ходы совершаются в каждый престольный праздник, а летом – и почти каждый воскресный день. В последние годы в летнее время церковные службы проходят в главном, Спасо-Преображенском соборе монастыря.
Вслед за Преображением наступает не менее значимый для обители праздник первого и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа (21 августа). В те годы, когда мощи преподобных покоились в Благовещенском храме, богослужение накануне вечером начиналось малой вечерней, в конце которой под пение тропаря, кондака и величания преподобным гробницы с их честными мощами торжественно переносились священнослужителями в Преображенский собор.
Следующий день опять праздничный: Собор Соловецких святых (22 августа). Многие иноки обители в этот день празднуют свое тезоименитство. С 2000 года также особо празднуется память Собора Соловецких новомучеников и исповедников (23 августа).
У каждого из трех первооснователей соловецких есть и свой день памяти: 30 апреля – преставление преподобного Зосимы, 10 октября – преставление преподобного Савватия, и 12 августа, как уже упоминалось, – память преподобного Германа. Все эти дни торжественно отмечаются в Соловецкой обители.
У некоторых других соловецких святых также есть свой праздничный день: память преподобного Иринарха, игумена соловецкого совершается 30 июля; преподобного Елеазара Анзерского – 26 января, преподобного Иова Анзерского – 19 марта; преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских – 18 июня; преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских – 16 июля. Память досточудного соловецкого игумена, бывшего затем митрополитом Московским, священномученика Филиппа, празднуется дважды в году: 22 января (преставление) и 16 июля (перенесение мощей из Соловецкого монастыря в Москву).
Завершает августовский праздничный круг любимый всеми праздник, престольный в Соловецкой обители – Успения Пресвятой Богородицы, служба которому совершается в ночь на 28 августа в Успенском храме. В середине службы – крестный ход с Плащаницей Пресвятой Богородицы. После Успения большая часть паломников покидает Соловецкий остров до следующего лета.
Храмов на Соловках много, поэтому много и престольных праздников. Престол Пресвятой Троицы есть и в самом монастыре, и на острове Анзер, в Свято-Троицком скиту, основанном преподобным Елеазаром Анзерским. К празднику Троицы часть монастырской братии отправляется на Анзер для совершения праздничного Богослужения. На Секирной горе находится Свято-Вознесенский скит, и в праздник Вознесения Господня кроме службы в самом монастыре совершается Божественная литургия и в Вознесенском скиту. На острове Большая Муксалма расположен скит преподобного Сергия Радонежского; на Большом Заяцком острове – деревянный храм апостола Андрея Первозванного. В 1994 году, 13 июля, в день празднования собора 12-ти апостолов, ближайших учеников Христовых, там была совершена первая за много лет Божественная литургия. Большинство из упомянутых храмов находятся сейчас в запустении или в полуразрушенном состоянии, а некоторых храмов просто нет (они были полностью уничтожены беззаконной властью): нет, например, сейчас храма прп. Сергия Радонежского в Сергиевом скиту на Муксалме, церкви прп. Онуфрия Великого на монастырском кладбище, церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Филипповой пýстыни. Остались только небольшие возвышения из валунов – остатки оснований, а то и просто ровное место. Тем не менее и сейчас почитаются престольными праздники прп. Сергия, прп. Онуфрия, иконы «Живоносный Источник», и места, где стояли храмы, считаются святыми. Жив Господь, и жива память о Его святынях.
Не случайно озеро, подступающее с востока к стенам монастыря, называется Святым. Сколько раз в год в нем освящается вода во время водосвятных молебнов! Но самое главное – Великое освящение воды – совершается в праздник Богоявления (Крещения Господня). Во льду Святого озера, вблизи островка, выпиливается прорубь в виде большого восьмиконечного православного креста. К нему и направляются крестным ходом братия обители и паломники после Литургии в Крещенский сочельник и в сам день праздника для совершения великого водоосвящения. Соловецкую крещенскую воду паломники увозят домой, чтобы поделиться ею с теми, кто не смог побывать на Соловках в эти праздничные дни. Вечером 18 января, после всенощной к празднику Богоявления, вся братия монастыря идет на «иордань», чтобы искупаться в освященной воде. После братии купаются паломники.
Кроме праздника Успения Пресвятой Богородицы ночные Богослужения совершаются в Соловецкой обители в праздник Рождества Христова и в самый большой православный праздник – Светлое Христово Воскресение (Пасху). Накануне праздника Пасхи, в Великую Субботу – также ночная служба с чином погребения Плащаницы Господней. Все эти праздничные службы сопровождаются крестным ходом вокруг обители.
В Рождественскую и Пасхальную ночь в храме много детей. Дети ждут праздника, старательно к нему готовятся. В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова после вечернего Богослужения дети соловецкой воскресной школы приходят поздравить монастырскую братию. В братской трапезной устраивается общая для всех трапеза, после которой дети читают праздничные стихи, поют песни, дарят свои поздравления и самодельные подарки. Особенное умиление вызывают детские поздравления: в них все просто и правдиво, и поэтому светло и радостно становится на душе.
Почти в каждый праздник на Соловках бывает какое-нибудь знамение, какое-нибудь особенно красивое небесное явление: северное сияние, радуга, три солнца в небе… На Пасху солнце играет. Необыкновенную игру солнца наблюдали некоторые соловецкие паломники 9 (22) августа 1999 года, когда в обители впервые совершалась новосоставленная служба Собору Соловецких святых.
Не забывает Православная Церковь о тысячах и миллионах Российских новомучениках, кровию которых оправдывается пред Богом Русская земля, и на крови которых воссоздается Русская Церковь. И земля Соловецкая здесь в ряду первых: живым антиминсом называют ее, потому что вся она пропитана мученической кровью, и в недрах ее – множество святых останков. В июне 1999 года на острове Анзер было найдено два захоронения: общая могила мучеников, обретших здесь свою кончину, и могила чтимого всей Русской Православной Церковью великого ее светильника, священномученика Петра, архиепископа Воронежского, последние два года своей яркой, исполненной подвигов и страданий жизни проведшего в соловецком лагере особого назначения. Святитель Петр был наречен своими солагерниками – архиереями и другими священнослужителями – архиепископом Соловецким. Находясь в Анзерском отделении лагеря, святитель написал акафист преподобному Герману Соловецкому, исполненный глубокого духовного смысла и поэзии. Скончался священномученик Петр 25-го января (7 февраля) 1929 г. в Голгофо-Распятском скиту, превращенном в лагерный госпиталь; погребен был на западном склоне горы Голгофы. И вот спустя 70 лет были обретены его честные останки. 25-го января (7-го февраля) 2000 г., в день памяти святителя Петра, впервые в Соловецком монастыре и его подворьях совершалась праздничная служба, посвященная его памяти. Второй день памяти священномученика – день обретения его мощей – 4 (17) июня.
Дал нам Господь на конец веков многие святыни к покаянию и спасению нашему, ко укреплению верных перед новыми грядущими испытаниями последнего времени. И одной из таких святынь явилась возрожденная Соловецкая обитель. Не могла не воссиять снова слава Божия на столь святой и многострадальной, освященной кровью новомучеников Соловецкой земле. И да святится еще сия славная обитель, да творит плод свой в терпении, и Божие благословение да пребывает с нею во веки!
Елена
АНДРУЩЕНКО.
Статья написана в январе–феврале 1999 года по благословению наместника Соловецкого монастыря архим. Иосифа для одного из изданий Соловецкого музея. В июне 2000 года данная статья была существенно расширена и дополнена.
1) Пс. 92:5/6.
2) С 2012 г. митрополит Ярославский и Ростовский; ныне на покое.
3) В архиве монастыря отсутствует документ о том, когда именно это произошло и по чьему благословению – прим. авт.
Материалы по данной теме:
Дополнительные материалы: