Проповедь епископа Архангельского и Холмогорского Даниила (ныне митрополит Курганский и Белозерский)
на литургии в день празднования перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких
в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря
21 августа 2011 г.

Последнее обновление страницы: 23.02.2021 15:39:58

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, отцы, братия и сестры, поздравляю с этим великим праздником памяти угодников Божиих Зосимы, Савватия и Германа Соловецких! Их молитвами, их трудами стоит эта святая обитель, совершается служба Божия, и мы с вами, благодаря их подвигам и трудам, находимся в этом святом месте. Но именно Соловецкая обитель, как никакая другая, пережила страшные беды и разрушения духовного запустения. После великих молитв пришло безбожие на нашу землю. И в этом, и в других храмах открыто хулилось имя Бога. Убивали и расстреливали тысячи наших с вами соотечественников. Но и это прошло, и вновь молитва к Богу возносится, и вновь желающие спастись приходят на это святое место.

Наша с вами Православная вера – это вера сильных людей. Почему? Потому что только сильный человек способен поставить много запретов в своей жизни своим «хотениям». Православная вера заставляет нас соблюдать посты, блюсти себя в физическом и в духовном плане. Для того, чтобы заниматься всем этим, нужно большое усилие, большая сила воли, сила духа. И об этом нам свидетельствуют нынешние святые, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Именно они пришли на это место, тяжелое по своим климатическим условиям, оторванное от людей. И здесь, где под вопросом нормальная жизнь человеческая, они основали мощную крепость – и в физическом, и в духовном плане. И благодаря их молитвам, мы с вами молимся в этой обители.

Православный человек находит в себе силы противиться многим бедам, напастям. Православный человек может, и должен, и делает это; плывёт против течения. Льюис написал в своё время: «Если вы видите что-либо плывущее против течения, знайте: это живое». Только живое способно сопротивляться. Каждый православный христианин – это человек, плывущий против течения, который сопротивляется тем разрушительным процессам, которые идут в этом мире, для того, чтобы приблизить его к логическому концу, для того, чтобы пришёл в этот мир Антихрист.

Святые, по определению епископа Игнатия (Брянчанинова), – это не безгрешные люди. Часто мы с вами забываем это и святых ассоциируем с безгрешностью. Это не так. Святой – это человек, как пишет епископ Игнатий (Брянчанинов), имеющий пред Богом наименьшую человеческую греховность. Вот кто такой святой. Семь раз в день праведник падает, читаем мы в Священном Писании 1). Как же падают праведники? Какие у них грехи? Это мысленные грехи. Если у обычных людей грех словом вообще не считается грехом («Я ж ничего не сделал, я только сказал»; – часто мы слышим), то у святых даже грех мыслью является падением, и они в этом каются.

Святые угодники Божии – это те люди, которые прошли тяжёлый путь борьбы здесь, на земле, со страстями. В Священном Писании мы читаем такие слова: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» 2). То есть разная степень святости. Мы знаем одного святого, который ничего не делал для того, чтобы служить Богу, для того, чтобы себя настраивать на праведную жизнь. Он ел, пил, мало того – убивал, грабил, а за несколько минут до смерти сподобился войти в Царствие Божие. Это разбойник на кресте. Это одна часть святости, это помилованный Богом. А есть другие святые, которые всю жизнь боролись здесь, на земле, со страстями. Это Зосима, Савватий, Герман, другие преподобные отцы, они являются наибольшими нашими молитвенниками, потому что они прошли этот путь испытаний. А в Священном Писании мы читаем: кто сам был искушён, то есть испытан, тот может помочь испытуемому 3).

Мы молимся святым в том или ином случае тем, кто сам прошел этим путём. Епископ Игнатий (Брянчанинов) пишет, что есть святые, есть подвижники, которые живут среди нас на земле и имеют великие дары от Бога: дар прозрения, молитвы, но они не проходили те или иные послушания, или те или иные испытания жизни, и не следует к ним подходить и спрашивать, к примеру, как нам бороться с плотской бранью. Если человек всю жизнь был в монастыре, то он, может быть, ничего не видел и не знает этого пути борьбы. Не каждый человек, не каждый святой проходил все ступени борьбы, но есть такие, которые особенно проходили, и мы им особенно молимся. И каждый из нас на земле призван пройти путь борьбы, страданий, испытаний.

И часто люди начинают приходить к Богу и думают: «Я вот стану христианином, я покрещусь – и меньше проблем будет у меня в жизни». И вот он принимает крещение, он становится христианином, и он разводит руками: «Почему у меня еще больше стало проблем в жизни? Я-то думал, что если я вступлю в союз с Богом – вашим, христианским, Он мне начнет особенно помогать и даст все земные блага». Но мы говорим: посмотрите Священное Писание. Самые блаженные – значит, самые счастливые – это те, кто был со Христом рядом. Это Апостолы. Но как они жили на земле? Что, Христос им построил дворцы, дал государства в управление? И они в неге, в счастье дожили до старости и спокойно предали свой дух Богу? Нет, они лишились своего Отечества. Они ушли в далёкие страны. Они там шли наперекор всем этим языческим верованиям и приняли все казни. За исключением Иоанна Богослова, но и он был мучим очень сильно и люто.

И всем, кому Господь хочет здесь даровать венец жизни вечной, Он даёт возможность пройти через страдания, как апостолы, как все святые. И каждый из нас несёт свой крест страданий. Именно через боль, через лишения наше сердце становится человечным, и мы способны прийти в правильное состояние христианина, о котором Господь говорит в Евангелии. Он не говорит: «Научитесь от Меня творить чудеса». Он не говорит: «Научитесь от Меня сорокадневному посту, Я ничего не ел». Но Он говорит: «Научитесь от Меня кротости и смирению, яко есмь кроток и смирен сердцем» 4). Потому что это основа самой главной нашей добродетели – любви. Пока мы не смиримся, мы не сможем по-настоящему любить; мы будем любить тех, кто нам делает хорошо, а кто нам говорит правду в глаза – мы не будем любить. И вот это путь каждого христианина. Путь лишений и страданий – но, вместе с тем, мы видим святых угодников Божиих с большой радостью в глазах.

Если обычный человек не получает чего-то в жизни – у него неудачи в семье, нет работы – то у него нет огня в глазах (ну, неудачник он!), то христиане, проходя через страдания, радуются, и глаза их горят, и к ним идут тысячи людей. Сам больной, никакой – а к нему идут люди. Амвросий Оптинский лежал на одном боку большую часть жизни, страшно больной человек, он не мог сидя принимать людей, а к нему шли тысячи! Здоровые, пышущие силой, молодые люди приходили и плакали, как им тяжело живётся. И он несколькими словами, предложениями вселял в их сердце, в их душу этот мощный дух силы христианства, потому что в нем обитала обильная благодать Божия. Один из монахов, живущих рядом с Амвросием, творил большие подвиги. Он почти ничего не ел, он в келье и не отапливал практически себя – так, бросит какое-то бревно сырое, и у него стоял холод в келье. И он говорил: «Почему? Я такие подвиги несу – а у меня нет таких даров, как у Амвросия. К нему вся Россия идет. Он же не несёт такие подвиги». Амвросий, самое главное, смирялся пред Богом.

Я вспоминаю слова одного из святых. Он пишет: «Награда бывает от Бога не добродетели, которую мы с вами в жизни делаем, и не труду ради этой добродетели, который мы принимаем на себя, но рождающемуся от них смирению. А если не родилось смирение, то напрасен труд, напрасна добродетель». Вот эти слова нужно было процитировать этому подвижнику, живущему рядом с преподобным Амвросием Оптинским: что у тебя нет плода, у тебя огромное дерево, красивые листья, но плодов-то нет. Ради чего сажают яблоню? Не для того, чтобы любоваться листьями, а для того чтобы получить плоды. Вот так же в духовной жизни. Мы почитаем особенно святых угодников Божиих. Здесь множество мощей. Вот они перед нами. Что это значит? Это значит, что в их теле обитала благодать Святаго Духа, и продолжает обитать, независимо от того, есть ли там душа или нет. Они способны через маленькое прикосновение к ним дать нам, поделиться с нами этой силой Божией, этим смирением Божиим, этой любовью Божией.

Но есть такая пословица в русском языке, что под лежачий камень вода не течет. «Почему мало спасающихся? Потому что решимости мало в людях», – говорил Серафим Саровский. Нужно себя заставлять. Когда встречали Серафима Саровского, он нёс камни в мешке. С точки зрения атеизма, это глупость. «Нечего делать, вот он с камнями ходит», – скажут такие люди. А Серафим Саровский говорил: «Я томлю томящего меня». Вот этот труд ради Христа делали все святые. Когда приезжаешь в эту обитель и видишь мощные камни – это томили томящего их монахи. Всячески выкладывались здесь физически, и косточки их находятся здесь, но дух их – на Небесах с Богом. Если мы будем им подражать хоть чуть-чуть, будем заставлять себя смиряться пред Богом, пред людьми, пред ближними, то какова бы наша жизнь не была, большая или малая, краткая, счастливая, или вроде бы, с точки зрения людей мирских, не очень-то удачная, – с нами будет всегда Господь, с нами будет Его благодать, – значит, у нас вами будет великий залог вечного спасения. Аминь!

Всех вас с праздником!

Примечания

1) Притч. 24:16.

2) 1 Кор. 15:41-42.

3) Евр. 2:18.

4) Мф. 11:29.

Материалы по данной теме: