Последнее обновление страницы: 23.11.2012 21:01:07
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы сегодня слышали из Евангелия 2) , как один царь хотел сосчитаться со своими рабами и призывал каждого себе на отчет. И вот один раб должен был ему «тьмою талант», как сказано по-церковнославянски. А это на нашем языке означает бесчисленные деньги, и он не имел, чем заплатить, и просил прощения. И вот этот царь его прощает, потому что он умолял его. И он нашел своего товарища и стал душить его и требовать у него сто динариев. На нашем современном языке это копейки. И узнал об этом царь, призывает к себе этого раба и напоминает: «Я же тебе простил, почему ты не прощаешь своего товарища?» И отдал царь его за этот поступок в темницу на вечные мучения, потому что он не мог возвратить долг.
Это евангельское повествование, дорогие братья и сёстры, напоминает нам нашу жизнь. У каждого из нас, живущих под кровом семьи (если же в монастыре, то среди братии), а также на работе, часто бывают стычки между нами, часто бывает несогласие, часто бывает неприязнь – и хорошо, когда мы просим прощения друг у друга, мы не держим зла, мы понимаем, что человек немощный, смиряемся. Но как часто бывает, дорогие братья и сестры, что мы злопамятны, мы подолгу не прощаем. «Я, – говорит, – его не прощаю». Но тебе же Господь простил грехи, ты же исповедуешься и просишь прощения! А как же ты брата твоего не прощаешь? В молитве «Отче наш» мы говорим: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть: прости, Господи, грехи мои, как я прощаю должнику моему. И мы радуемся о милосердии Божием, что Господь действительно пришёл сюда на землю. От Рождения Его до Вознесения здесь, на земле, столько связано с милосердием, с милосердием к роду человеческому. Смирил Себя даже до раба, родился в яслях, и жаждал, и голодал, и терпел поношения, особенно издевательства, оплевания, заушения, Распятие на Кресте, пролил Свою Кровь ради нашего спасения. Действительно, нет больше той любви, кто отдает жизнь ради ближних 3) . Любовь и милосердие – это как две сестры: у кого есть любовь, у того и милосердие, а у кого нет милосердия, у того и любви нет.
И вот каждый из нас, дорогие братья и сёстры, должен призадуматься: «Как я живу здесь на земле? Люблю ли я брата своего или сестру? Не имею ли я неприязни на кого-то? Что у меня творится в душе, в сердце моем?» И если у нас есть мир, есть радость – во всяком случае, если мы стараемся, чтобы не исходило от нас зло, – то с нами Бог. Но если мы идём мимо брата или сестры, и нам не хочется смотреть на этого человека, и у нас появляется озлобление – с нами нет Бога. Поэтому мы должны работать над самим собой, дорогие братья и сестры. Молиться, чтобы не было даже поминки зла на кого-то.
* * *
Сегодня память преподобного отца нашего Германа Соловецкого чудотворца. Я не буду подробно говорить о его житии, так как мало о нём известно, но скажу вкратце, что он жил здесь первоначально вместе с преподобным Савватием, а затем вместе с преподобным Зосимой. Преподобные Зосима и Савватий не жили здесь вместе, но духом они ревновали. Преподобный Зосима подражал преподобному Савватию, а преподобный Герман очень многое взял себе в опыт от обоих сотаинников: от преподобного Савватия – безмолвие, а от преподобного Зосимы – послушание: он очень часто ездил на материк, чтобы доставать разные продукты и материалы, даже в Новгороде бывал, где и скончался.
Самое главное, что было у преподобного Германа – он был смиренный сердцем. Когда уже преставились от этой жизни и Савватий, и Зосима, то ученики часто спрашивали о них. Преподобный Герман очень много знал о их жизни, и он всё рассказывал – но про себя он ничего не говорил. А потом, когда преподобный Герман преставился, уже ученики спохватились, что о нём они ничего не знают. Это как от евангелиста Луки мы очень подробно знаем о событиях, которые совершал Господь наш Иисус Христос, а вот о Матери Божией – молчание. Есть такое предание, что Матерь Божия не хотела, чтобы подробно писали о Ней. Это смирение.
Как часто, дорогие братья и сестры, мы собою любуемся, когда видим себя в газете или в журнале: «Как хорошо я выгляжу! Как хорошо обо мне пишут!» А это ведь временное явление! Здесь, на земле, мы уже получаем славу, говорится в Евангелии, а там уже нечего ждать. Поэтому если другие хотят писать – ну, пусть пишут, но мы сами не должны напрашиваться на это. Ведь есть дело Божие, воля Божия: может быть, и полезно это, а может быть и неполезно нам это, мы ведь не знаем. Вот о Матери Божией действительно в Евангелии почти ничего не говорится, а Ее прославляют: «отныне будут ублажать вси роди» 4) . Если это по-Божиему, если это от Бога – то светильник не может скрываться, он всё равно на видном месте; хоть поставь его под столом, всё равно он не укрывается 5) . В благодати Божией всегда чувствуется мир, радость, долготерпение – «на таковых несть закона» 6) .
Часто мы забываем слова: «Милости хочу, а не жертвы» 7) . Жертва – это закон. Мы законники: «Ты должен так, а тут вот так». А милость? Прояви ты милость – ну прости его, ну он же не специально, по неведению. Когда мы живем вместе с родителями, они уже немощные, они могут какую-то глупость говорить, потому что, может быть, воспитание такое было, но мы должны уступить, особенно маме своей родной, отцу, которые дряхлые, – они ведь всё сделали для нас, когда мы были малые. Простить и проявлять милосердие. Мы уподобляемся действительно Господу, потому что Он был в повиновении, когда искали Его родители в Иерусалимском храме 8) .
Можно много говорить, дорогие братья и сестры, но я еще раз по молитвам святаго преподобнаго Германа желаю вам всем достичь там, где он – Царства Небесного. Аминь.
1) С 21 августа 2012 г. – архимандрит.
2) Мф. 18:23-35.
3) Ин. 15:13.
4) Лк. 1:48.
5) Мф. 5:15.
6) Гал. 5:22-23.
7) Мф. 9:13, 12:7; Осия 6:6.
8) Лк. 2:41-51.